Project Description
А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer). Wing of a Blue Roller (крыло сизоворонки).1524
Cognition – voyage
«Интеллектуальная независимость. СВОБОДА через мышление.
Композиция №1. ИНДИВИДУАЛИЗМ за чашечкой венского кофе»
Он ел и пил волшебный слог,
И дух покинул страх.
Он позабыл, что он бедняк,
А плоть его лишь прах.
Он танцевал вдоль тусклых дней,
И два его крыла
Была лишь книга. Как легка
Душа его была!
Эмили Дикинсон. 1883
…совершаемый человеком свободный выбор самого себя полностью совпадает с тем, что принято называть его судьбой. Жан-Поль Сартр. Бодлер
Особенность Cognition – voyage во мнениях:
«Быть свободным означает быть способным мыслить самостоятельно — иметь мысли, не принадлежащие ни телесности, ни обществу, но рождающиеся полностью из самого глубокого, самого истинного, самого внутреннего и духовного себя, своей собственной индивидуальности», исследуя мышление, заключал Рудольф Штайнер (австрийский учёный, доктор философии) в своей «Философии свободы». К свободе можно подойти только непрямым путем и при помощи «творческой деятельности» мышления. Наше мышление должно быть свободным действием. И только так мы можем освободить свою волю от подчинения нашим инстинктам и побуждениям.
Эдвард Мунк. Поцелуй у окна. 1892
Свободное мышление находит выражение в поступках, но свободными становятся только те поступки, причину которых мы полностью осознаем. Свобода — это не противостояние и не доказательство своего права на индивидуальность, а в первую очередь деятельность нашего духа, сознательного углубления в нашу собственную природу. Это дает возможность преодоления влияний наследственности и окружения.
Некоторым предупреждением для уже испытывающих душевный диссонанс от ощущения своей несвободы, и желающим достичь состояния полной свободы духа, ищущим этого ощущения, и, в тоже время, разъяснением причин, почему свобода не является ценностью для большинства из их окружения, могут служить исследования феномена свободы Жан-Полем Сартром в работе «Бытие и ничто». Нескончаемо (без времени) интересным тут становится то заключение Сартра, что понятие свободы сводится к отношению человека (субъекта) к независимому (на которое он не может повлиять) от него окружению. Т.е. как таковой свободы не существует – существует ощущение несвободы в определенных условиях. Совершенно замечательным поворотом в размышлениях Сартра становится отрицание им наличия ограничений свободы — «великие объяснительные идолы нашего времени — наследственность, образование, среда, психологическая конституция». И вот что интересно в таком обстоятельстве: не ситуация (некие обстоятельства) сама по себе ограничивает или подавляет нашу свободу, а лишь наше ощущение, если мы переживаем какие-то ограничения, осознаем, что они на самом деле существуют. В связи с чем, поиск свободы сводится не столько к получению этого ощущения, сколько к устранению ограничений, что становится чистой деятельностью.
Уильям Генри Хант (William Henry Hunt, 1790-1864).
Золотой век британской акварели. Примулы и птичье гнездо
Поскольку препятствие определяется тем, чего мы хотим, достаточно отказаться от своего стремления — и данная ситуация перестанет быть препятствием. В этом случае задача как свободной личности заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Исходя из этого, человек «осужден быть свободным». (по мотивам Экзистенциального психоанализа Жана-Поля Сартра)
Кадры из фильма «Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке»
(англ. Home Alone 2: Lost in New York, 1992). Режиссер Крис Коламбус
Есть много поводов рассудить о своей Свободе за чашечкой венского кофе, вспомнив, Бердяева Николая, который в итоговом труде своей жизни «Самопознание» определял смысл своей философской мысли так — «моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием».
Chanel 2014/15 Paris—Salzburg. Птицы, перья, воздушные ткани, акцент на аксессуары и украшения воспевают мастерство артизанальных ремесленников
(от фр. аrtisanal – ремесленный, домашний)
В Вене происходили события, причиной которых стал разный взгляд на свободу в творчестве. В 1894 Густав Климт получил заказ на роспись Большого зала («Aula Magna») Венского университета. Климт выполнил цикл панно или факультетских картин, на которых в аллегорической форме представил Философию, Медицину и Юриспруденцию, соответствующие трем основные дисциплины университета.
Первой была представлена «Философия» на выставке Сецессиона в 1900 и вызвала скандал в университетской среде — восемьдесят семь профессоров потребовали отозвать заказ у художника. Не смотря на это, в том же году на Всемирной выставке в Париже картина получила золотую медаль.
В 1903 Климт представил незаконченные «Юриспруденцию» и «Медицину». Университетское сообщество их также не приняло. Климт вернул государственный аванс и оставил картины себе. (для СПР.: Работы больше не существуют. В 1930-е годы, когда Германия захватила Австрию, картины были национализированы и перевезены в замок Иммерхоф. В 1945 году отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли.)
1880 г. Занавес городского театра в Карлсбаде. Фрагмент. (В левом нижнем углу Франц фон Матч играет на альте, Густав Климт — на поперечной флейте, Эрнст Климт — на лютне. Три студента школы Искусств, создавшие роспись занавеса и свода)
Программа по запросу.
Категория «PREMIUM»
Джеффри T. Ларсон (Jeffrey T. Larson, США, род. 1962)
«…Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. И я людям верил и блудил, как в тайге; так заплутался, что не чаял выбраться. И староверы, и нововеры, и субботники, и хлысты, и поповцы, и беспоповцы, и австрияки, и молокане, и скопцы. Всякая вера себя одна восхваляет. Вот все и расползлись, как кутята слепые. Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нем. Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены. Будь всяк сам себе, и все будут заедино…» Лев Толстой, отрывок из книги «Воскресение».